ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

А.С. Макаренко

Уважение к человеку — вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

Социализация – понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, имеющее междисциплинарный статус, и в связи с этим его содержание неоднозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта.

Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, компьютеризация всех сфер жизни и т.д.), так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности. К основным особенностям социализации подрастающего поколения можно отнести следующее:

- длительность протекания (по сравнению с предыдущими периодами), что связано прежде всего с изменением статуса детства;

- гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;

- появление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего  члена общества;

- стирание и изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

Для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка - актуальная задача. Решению этой задачи способствует целенаправленное создание условий, обеспечивающих накопление социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие его умений войти в детское общество, а в последствии и во взрослую жизнь, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации.

Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

Биологические предпосылки детства вызревали очень медленно на протяжении эволюции животного мира. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной спирали, тем необходимее становится потребность в специальном периоде обучения и социализации. У человека она наибольшая. Но и в рамках человеческой истории детство продолжает удлиняться, и функции его становятся все более значимыми. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при посторонней помощи. Это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Они обучают ребенка культурным нормам и ответственны за усвоение социальных ролей. Агенты первичной социализации – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации - представители администрации дошкольного образовательного учреждения, школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, печати, партий, суда и т. д.

Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни. "Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от двух до шести лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от ... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека", - писал В.А. Сухомлинский .

Период подготовки к взрослой жизни у человека наиболее затянут, по сравнению с животными. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю жизнь. Таковы требования современного общества. И наиболее значимым является именно первичная социализация, когда ребенок только начинает познавать окружающий его мир.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализация личности.

Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Давно и хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. В современном обществе все заметнее проявляется кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей.

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Очень важное умение, которое осваивает ребенок, адаптируясь к детскому саду, - это умение различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях.

Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей (и взрослых, и сверстников) и разных обстоятельств (режим, расписание занятий, правила поведения и даже меню) влияют на малыша. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение - но уважать правила, защищать себя - но не обижать других, быть личностью - но ценить коллектив, иметь свои постоянные вкусы - но допускать и что-то новое.

В данной работе нас интересовало именно влияние семьи, ее традиций и корней на процесс социализации ребенка-дошкольника.

Для решения задач по улучшению социальной адаптированности дошкольника в современном обществе посредством приобщения семьи к воспитанию можно использовать следующие формы работы:

- традиционные формы детского сада, в ходе которых происходит ознакомление ребенка с понятием «семейные традиции», «генеалогическое древо», «семья» и т.д., способствующие непосредственному раскрытию внутреннего мира ребенка, развитию социальной уверенности, накоплению социального опыта разновозрастного общения:

1. Презентации жизни детской группы (как личные, так и семейные коллекции);

2. Выставки – авторские и тематические («Семейные традиции», «Семейные истории» и т.д.)

3. Праздничные события и игровые тематические проекты.

4. Создание предметно-развивающей среды.

- формы работы, направленные на создание условий для гуманизации межличностных отношений – совместные праздники детей и родителей.

 



Формы приветствия

Описание: http://dob.1september.ru/2004/10/9.gifДоброе утро
Добрый день
Добрый вечер
Доброго здоровья
Мир вашему дому
Мое почтение
Нижайший поклон
Привет
Приветствую вас
Приятно снова вас видеть
Рад встрече с вами

Формы прощания

Будьте здоровы
Всего доброго
Всего хорошего
Доброй ночи
Доброго пути
Добрых встреч
До свидания
До скорого свидания
До скорой встречи
Желаю всяческих благ
Кланяюсь вам
Прощайте
Позвольте откланяться
Счастливо
Спокойной ночи
Счастливого пути
Храни вас Господь
Честь имею

Формы знакомства

Описание: http://dob.1september.ru/2004/10/11.gifБудем знакомы
Весьма рад
Очень приятно
Очень рад знакомству с вами
Позвольте представиться
Рад познакомиться с вами
Разрешите с вами познакомиться

Формы извинения

Извините, пожалуйста
Не обессудьте
Примите мои извинения
Пойми меня
Признаюсь
Простите, пожалуйста
Прошу прощения
Я был(а) не прав(а)

Формы поздравления, пожелания

С днем рождения
С днем ангела
Будьте здоровы
Всяческих благ
Приятного аппетита
Приятного сна
Спокойной ночи
Счастья вам
Удачного дня

Формы благодарения

Описание: http://dob.1september.ru/2004/10/7.gifБольшое спасибо
Вы очень учтивы
Весьма вам признательна
Вы мне очень помогли
Примите слова благодарности
Премного благодарен
Спасибо за добрые слова
Чрезвычайно благодарна
Я вас благодарю

Формы просьбы

Будьте добры
Будьте любезны
Если вас не затруднит
Не откажите, пожалуйста
Не смогли бы вы
Пожалуйста
Пожалуйста, помогите мне
Позвольте
Прошу вас
Разрешите
Буду признателен вам, если

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Развитие логического мышления и математических способностей в дошкольном возрасте

Учимся говорить комплименты