Развитие логического мышления и математических способностей в дошкольном возрасте
Развитие логического мышления и
математических способностей в дошкольном возрасте
В
дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные
трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют
склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к
школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Развитое
математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно
себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его
общему умственному развитию, помогает в решении различного рода практических
задач.
При
обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в
школе они имели следующие знания:
-
счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд
и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй,
третий...) числительные от одного до десяти;
-
предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять
числа первого десятка;
-
узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник,
четырехугольник, круг);
-
доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;
-
основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при
помощи веревочки или палочек;
-
сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;
Когда
ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому
одним из основных принципов обучения детей основам математики является
наглядность.
Дети
старшего дошкольного возраста – это люди познающие, впитывающие
информацию о мире, как маленькие губки и люди размышляющие. Мышление детей
этого возраста, очень важного в развитии познавательной сферы, характеризуется
способностью устанавливать связи между предметами, явлениями, интересом к системам и работе с ними. Иными словами, старшие
дошкольники – это великие логики. То есть на основе достаточно развитого
наглядно-образного мышления формируется логическое, которое характеризуется
возможностью решать более сложный круг задач, усваивать научные знания. Однако,
усвоение логических форм мышления без достаточно прочного фундамента в виде
развитых образных форм будет неполноценным. Поэтому важная задача родителей при занятиях
математикой – побуждать детей думать, искать логическое решение и обоснование
этого решения, обосновывать и аргументировать свои ответы, а не просто
«угадывать» или «пробовать» правильные решения.
Еще
старший дошкольный возраст – это возраст, в котором родители начинают готовить
ребенка к школе. И все занятия, в том числе занятия математикой, отчасти
служат решению этой задачи.
Начиная
развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим,
чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался
математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Игра – это основная деятельность дошкольника,
непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры:
дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и другие. И чтобы достигнуть успеха в
обучении дошкольников математике, используя математические игры для
дошкольников, важно учитывать следующее. Язык математики – это язык
абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку,
впоследствии быть успешным в школе, научиться решать задачи, малышу прежде
всего необходимо ПОНЯТЬ, а не ЗАУЧИТЬ, о чем идет речь.
И,
конечно, не забудем, любые занятия и игры, в том числе и математические игры для дошкольников, направлены, в первую очередь
на развитие познавательного интереса. Чтобы быть
успешным, малыш должен захотеть учиться и постигать новое. Чтобы захотеть
постигать, ему должно быть интересно. К счастью, познавательный интерес заложен
в детской природе, и задача родителей (а позже – учителей) – не убить его, а
бережно поддерживать, задавая юному уму все новые и новые задачки, вызывая его
на соревнование: « А вот сможешь вот эту задачку решить? «Посмотри, как
интересно получится, если..»
Возможно, форма занятий математикой может больше напоминать
настоящие «занятия», но суть, желательно, должна оставаться добровольной игрой,
совместным путешествием в интересный мир математических закономерностей и проблем. При использовании дидактических игр на
занятиях широко применяются различные предметы и наглядный материал, который
способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной
форме.
Обучение ребенка элементарным математическим представлениям не
является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой
составной частью, являясь базой для обучения ребенка многим другим предметам.
Итак, обучение дошкольников математике – это занятия в
игровой форме, направленные на развитие интеллектуальных способностей малыша, внимания,
логического мышления, его речи, произвольности (когда ребенок действует в
соответствии с принятым намерением), мелкой моторики.
Математические игры для
дошкольников символически можно разделить на арифметику, геометрию и логику.
Арифметика для
дошкольников
Еще раз - научить считать до 100 и обратно в четыре года – не есть
несомненный признак успеха. Заучивать ответы на примеры в пределах десяти – не
нужно. Гораздо важнее дать ребенку образное представление - что такое 9 или 2.
Сколько реальных предметов за этим стоит? Как можно получить 7 разными
способами? Иными словами, познакомить малыша с составом числа.
Геометрия для
дошкольников
Что мы можем? Познакомить ребенка с различными геометрическими
фигурами, научить его видеть геометрические формы реальных предметов,
составлять схемы и фигуры – как плоскостные, так и объемные и видоизменять их.
Например:
-составляем разные фигуры
-составляем фигуры одинаковых и разных форм и размеров
-перекладыванием, добавлением и отниманием элементов добиваемся
превращения одной фигуры в другую.
-усложняем предыдущую игру с помощью счетных палочек (или спичек):
составляем 2 равных треугольника из 5 палочек, 2 равных квадрата из 7 палочек,
3 равных треугольника из 7 палочек, 4 равных треугольника из 9 палочек и т.д.
- занимаемся оригами – одним из лучших искусств по развитию
«геометрических» навыков.
Логика для дошкольников
Пожалуй, и начинать-то знакомство с математикой стоит именно с
развития логического мышления. С другой стороны, все вышеперечисленные
математические игры – логические задания.
По сути, любая беседа с ребенком, направленная на развитие его
познавательной деятельности и инициацию процесса размышления – развитие его
логики. Поэтому самая простая и, тем не менее, очень эффективная логическая
игра – это не давать ответы на возникающие у ребенка вопросы, а предлагать
размышлять вместе, по ходу добавляя необходимые сведения.
Кроме того, следует отметить важность и целесообразность
использования на занятиях по формированию элементарных математических
представлений, развитию внимания, памяти и логического мышления использования
различных стихов, загадок на математическую тему. Так как стихотворная форма
наиболее приемлема в работе с детьми дошкольного возраста.
Далее предлагаем познакомиться с материалом, накопленным в
процессе работы с детьми. Материал содержит различные виды математических и
логических игр, наглядных пособий, стихов, а также занятие по формированию
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста.
Комментарии
Отправить комментарий