Развитие логического мышления и математических способностей в дошкольном возрасте


Развитие логического мышления и математических способностей в дошкольном возрасте


В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию, помогает в решении различного рода практических задач.

При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

- счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

- предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

- узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

- доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;

- основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

- сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.

Дети старшего дошкольного возраста  – это люди познающие, впитывающие информацию о мире, как маленькие губки и люди размышляющие. Мышление детей этого возраста, очень важного в развитии познавательной сферы, характеризуется способностью устанавливать связи между предметами, явлениями, интересом к системам и работе с ними. Иными словами, старшие дошкольники – это великие логики. То есть на основе достаточно развитого наглядно-образного мышления формируется логическое, которое характеризуется возможностью решать более сложный круг задач, усваивать научные знания. Однако, усвоение логических форм мышления без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм будет неполноценным.  Поэтому важная задача родителей при занятиях математикой – побуждать детей думать, искать логическое решение и обоснование этого решения, обосновывать и аргументировать свои ответы, а не просто «угадывать» или «пробовать» правильные решения.

Еще старший дошкольный возраст – это возраст, в котором родители начинают готовить ребенка к школе. И все занятия, в том числе занятия математикой, отчасти служат решению этой задачи.

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Игра – это основная деятельность дошкольника, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и другие. И чтобы достигнуть успеха в обучении дошкольников математике, используя математические игры для дошкольников, важно учитывать следующее. Язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии быть успешным в школе, научиться решать задачи, малышу прежде всего необходимо ПОНЯТЬ, а не ЗАУЧИТЬ, о чем идет речь.

И, конечно, не забудем, любые занятия и игры, в том числе и математические игры для дошкольников, направлены, в первую очередь на развитие познавательного интереса. Чтобы быть успешным, малыш должен захотеть учиться и постигать новое. Чтобы захотеть постигать, ему должно быть интересно. К счастью, познавательный интерес заложен в детской природе, и задача родителей (а позже – учителей) – не убить его, а бережно поддерживать, задавая юному уму все новые и новые задачки, вызывая его на соревнование: « А вот сможешь вот эту задачку решить? «Посмотри, как интересно получится, если..»

Возможно, форма занятий математикой может больше напоминать настоящие «занятия», но суть, желательно, должна оставаться добровольной игрой, совместным путешествием в интересный мир математических закономерностей и проблем.    При использовании дидактических игр на занятиях широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Обучение ребенка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью, являясь базой для обучения ребенка многим другим предметам.

Итак, обучение дошкольников математике – это занятия в игровой форме, направленные на развитие интеллектуальных способностей малыша, внимания, логического мышления, его речи, произвольности (когда ребенок действует в соответствии с принятым намерением), мелкой моторики.

 Математические игры для дошкольников символически можно разделить на арифметику, геометрию и логику.

Арифметика для дошкольников

Еще раз - научить считать до 100 и обратно в четыре года – не есть несомненный признак успеха. Заучивать ответы на примеры в пределах десяти – не нужно. Гораздо важнее дать ребенку образное представление - что такое 9 или 2. Сколько реальных предметов за этим стоит? Как можно получить 7 разными способами? Иными словами, познакомить малыша с составом числа.

 

Геометрия для дошкольников

Что мы можем? Познакомить ребенка с различными геометрическими фигурами, научить его видеть геометрические формы реальных предметов, составлять схемы и фигуры – как плоскостные, так и объемные и видоизменять их. Например:

-составляем разные фигуры

-составляем фигуры одинаковых и разных форм и размеров

-перекладыванием, добавлением и отниманием элементов добиваемся превращения одной фигуры в другую.

-усложняем предыдущую игру с помощью счетных палочек (или спичек): составляем 2 равных треугольника из 5 палочек, 2 равных квадрата из 7 палочек, 3 равных треугольника из 7 палочек, 4 равных треугольника из 9 палочек и т.д.

- занимаемся оригами – одним из лучших искусств по развитию «геометрических» навыков.

Логика для дошкольников

Пожалуй, и начинать-то знакомство с математикой стоит именно с развития логического мышления. С другой стороны, все вышеперечисленные математические игры – логические задания.

По сути, любая беседа с ребенком, направленная на развитие его познавательной деятельности и инициацию процесса размышления – развитие его логики. Поэтому самая простая и, тем не менее, очень эффективная логическая игра – это не давать ответы на возникающие у ребенка вопросы, а предлагать размышлять вместе, по ходу добавляя необходимые сведения.

Кроме того, следует отметить важность и целесообразность использования на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию внимания, памяти и логического мышления использования различных стихов, загадок на математическую тему. Так как стихотворная форма наиболее приемлема в работе с детьми дошкольного возраста.

Далее предлагаем познакомиться с материалом, накопленным в процессе работы с детьми. Материал содержит различные виды математических и логических игр, наглядных пособий, стихов, а также занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Учимся говорить комплименты